Известный режиссер Юрий Любимов принял окончательное решение оставить театр
Вести
 
 
 
Режиссер, которому скоро исполнится 94 года, был основателем Театра на Таганке в 1964 году, поставил там около 50 спектаклей
Вести
 
 
 
Любимов был основателем и главным режиссером Театра на Таганке
НТВ

Известный режиссер Юрий Любимов принял окончательное решение оставить театр. Об этом он сам сказал в интервью РИА "Новости" по возвращении с гастролей в Чехии, где театр на Таганке показал легендарный спектакль "Добрый человек из Сезуана", которому исполняется 50 лет.

Режиссер, которому скоро исполнится 94 года, был основателем Театра на Таганке в 1964 году, поставил там около 50 спектаклей. Спектакль "Добрый человек из Сезуана" был показан в двух городах - Градец Кралове в рамках международного фестиваля, посвященного этому спектаклю, и в Праге на новой сцене Национального театра.

Решению Любимова уйти из театра предшествовал скандал на гастролях в Чехии - актеры отказались репетировать, потребовав деньги, рассказала в интервью РИА Новости супруга режиссера Каталин Любимова.

"Перед спектаклем была назначена репетиция, которая одновременно была и мастер-классом. На нее собрались студенты и профессура чешских театральных вузов и пресса. Но актеры заявили, что не будет ни репетиции, ни спектакля, пока они не получат деньги. Чтобы не продолжать и не устраивать скандал перед чехами и не позориться в чужой стране, режиссер передал им деньги. Затем Юрий Петрович провел эту "кровавую" репетицию, но по окончанию сказал, что это была последняя репетиция и больше работать с ними он не намерен", - сказала супруга режиссера.

По ее словам, спектакль был сыгран и имел успех, "и прежде всего благодаря тому, что каждый раз Юрий Любимов репетировал, ставил свет, напоминал артистам, где они стоят, как и что говорят". Сам Любимов больше не хочет работать с этим коллективом.

"Это было последнее, что переполнило чашу моего терпения", - сказал режиссер.

"Я еще раз подтверждаю свое окончательное решение - оставить театр. Я не намерен больше работать с этим коллективом. Пускай ими руководит профсоюз, с меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги. Таким позором закончилась эта гастроль "Таганки", причем, случилось все это за границей перед глазами возмущенных чехов, которые говорили, что если бы они не видели это сами, то никогда бы не поверили, что актеры "Таганки" так могут себя вести", - сказал Любимов.

"Это, безусловно, потеря престижа страны, престижа русского театра. Но, видимо, коллективу на это наплевать", - заметил он.

Между тем, актриса театра на Таганке Татьяна Сидоренко опровергает слова Любимова о том, что актеры на гастролях угрожали сорвать спектакль, требуя деньги, сообщает "Эхо Москвы" : "Нас всегда обманывали, говорили, что денег нет и что гастроли имиджевые. Однако эти деньги присваивались. Но в этот раз нам удалось получить гонорары за 2 спектакля", - сказала актриса.

Любимов был основателем и главным режиссером Театра на Таганке. Среди поставленных им спектаклей - "Гамлет", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Борис Годунов", "Шарашка", "Электра", "Самоубийца", "Медея", "Хроники В.Шекспира", "Евгений Онегин".

В театре работали, в частности, такие актеры, как Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин, Зинаида Славина и Алла Демидова.

"Пражский экспресс" представил точку зрения артистов

Сегодня в средствах массовой информации появились сообщения о конфликте, случившимся между труппой Театра на Таганке и худрука Ю.П.Любимовым на гастролях в Праге. Причем, в адрес труппы со стороны худрука прозвучали обвинения в саботаже и непорядочности.

Что же на самом деле произошло, чему мы стали невольными свидетелями во время этой поездки в Чехию легендарного театра "На Таганке?".

Во время генеральной репетиции в зале было немало народу, мы все всё слышали и видели, из чего получили информацию о причинах конфликта:

1. Не был выдан гонорар за спектакль в Градце Кралове.

2. Не были выданы суточные на время пребывания в Праге.

3. В связи с тем, что это было не в первый раз, труппа написала заявление, находясь на гастролях, не дожидаясь приезда в Москву.

Итак, хроника событий.

Репетиция задержалась т.к. ждали Ю.П., все артисты были на месте в 15:00.

Потом артисты пригласили Любимова, вежливо обратились с заявлением, и репетиция, если этот поток оскорблений можно назвать так, началась сразу после того, как артистам выдали градецкий гонорар и пообещали пражский.

Спектакль начался вовремя и имел огромный успех, отмечает "Пражский экспресс".

Ультиматума не было - артисты написали заявление, в котором просили выдать гонорар за спектакли, не угрожая срывом репетиции или спектакля, также не предъявляли ультиматум и устно, не проявляли грубости.

Деньги – гонорар - разделили после спектакля поровну между всеми работниками на собрании труппы.

Коллектив труппы обратился со своими требованиями корректно и интеллигентно. Мы находились с ними и после спектакля, и утром провожали в аэропорт – никто не говорил грубостей в адрес режиссера, несмотря на нанесенные им оскорбления.

Даже, если бы труппа действительно была виновата, кто давал право оскорблять и унижать людей? В их лице унижали всех нас, сидящих в зале. В Градце Кралове г-жа Любимова оскорбляла волонтеров и была груба с работниками Клицперова театра. Также высокомерно вела себя и в Праге.

Когда я, Анна Евсина, подошла выполнить поручение менеджера театра и познакомить с чешским мальчиком для спектакля и его отцом, в мой адрес г-жа Любимова на весь зал грубо заявила, что это я организовала заговор (!), коллеги и студенты в шоке - мы уже давно не сталкивались ни с чем подобным. В адрес русских людей неслись оскорбления. Если эта дама так презирает русских - что она делает в России?

В присутствии чешских студентов, журналистов, телевидения во время репетиции через каждое предложение cлышались оскорбления от г-на Любимова в адрес работающих на сцене артистов, их называли "быдлом" и прочими словами. Неужели сегодня это возможно - так обращаться с людьми?

Все время нахождения в Чехии труппе Таганки помогали чехи и русские, живущие здесь, работники и руководство театров, люди на улицах, после спектаклей подходили с благодарностью, проводили бесплатные экскурсии, например, работник Информационного центра Градец Кралове Мартина Шафкова сделала это в Градце, посвятив артистам весь вечер в день их приезда.

Автобусный парк Градца Кралове и театр Клицпера предоставили бесплатную экскурсию в город-памятник Юнеско Кутна Гора. Встречали там и заботились о труппе Таганки художник Владимир Зубов и его жена - бывший депутат чешского парламента Ольга Зубова.

Договор с Национальным театром был составлен так, что театр не предоставлял на время репетиции и спектакля положенное в нем обслуживание актеров: еда, вода - это должно было оплачиваться Таганкой, но менеджер Национального театра организовала помощь всех служб, обед в столовой для сотрудников театра. Помогали и те, кто не имел прямого отношения к договору, повара, вахтеры, уборщицы...

Мы все, помогающие артистам в этой поездке - русские и чешские учителя, студенты, работники двух чешских театров, восхищаемся не только мастерством артистов и технической группы Таганки, но и человеческими качествами, интеллигентностью всех артистов, а после того, чему стали невольными свидетелями, и человеческим достоинством коллектива.

Для нас было дико видеть, как оскорбляют людей, а многие из них - заслуженные и народные артисты, и именно в чужой стране, в Чехии. В микрофон на репетиции в адрес артистов звучали в слова - "оккупанты, нас не любят, вы – позор", и прочие оскорбления, при все этом люди продолжали работать...

Они защищали не деньги, на которые имеют право, а справедливость, честь и достоинство.

Вчера мы, оказавшись случайными свидетелями, потеряли своего кумира – человека-легенду Ю.П.Любимова, но к счастью, не потеряли веру в человеческие качества и братство Таганки, пишет журналист "Пражского экспресса".